Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
19 Dec 2012, 12:23Политика

Звонок другу

Во вторник в последний момент был неожиданно отменен визит Виктора Януковича в Москву. Накануне он провел телефонный разговор с Брюсселем и, не исключают эксперты, получил оттуда какие-то интересные посулы. Впрочем, в правящей Партии регионов все равно уверены, что Украина скоро объединится с Россией в рамках Таможенного союза.



Эксперты в Киеве ситуацию уже окрестили моментом истины. По их мнению, президент Украины достиг точки принятия решения по выбору внешнеполитического вектора. Судя по всему, ни Запад, ни Москва не желают мириться с такой неопределенностью, поэтому Януковича, по сути, вынуждают определиться. Но он снова взял паузу.
Стороны начали подготовку к этому визиту еще в начале осени, его дата многократно переносилась, статус понизился сначала с государственного до официального, затем и вовсе до рабочего, а продолжительность уменьшилась с двух дней до нескольких часов.
Накануне все замерли в ожидании того, что Украина во вторник объявит о присоединении к Таможенному союзу в обмен на новую цену на газ. В кулуарах правительства даже говорили, что это может быть 150–200 долларов за тысячу кубов «голубого золота» вместо нынешних 432 долларов. Впрочем, после того как Янукович остался дома, Газпром озвучил свой вариант – 352 долл. за тысячу кубов.
Пул журналистов, отобранных для освещения визита, вылетел в Москву рейсовым самолетом еще во вторник утром. Уже на месте они узнали об отмене визита. В Раде эту новость под рукоплескания соратников озвучил лидер объединенной оппозиции Арсений Яценюк, заявив, что та за свои деньги лучше купит Януковичу билет в Брюссель.
«Не президенту Януковичу решать, куда двигаться Украине. Украина определила, что наше будущее в ЕС. Это будущее наших детей, нашей страны. Это будущее каждого человека в стране», – заявил Яценюк с трибуны.
Версия: Януковича не пустил Запад
Причину срыва визита эксперты ищут в событиях, предшествовавших дню отлета. На прошлой неделе официально была анонсирована встреча Януковича с послом России Михаилом Зурабовым. А в понедельник было объявлено, что Януковичу позвонил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и сообщил дату саммита Украина – ЕС – 25 февраля. Что он еще сказал украинскому президенту, не сообщается, но теперь очевидно, что его аргументы оказались для президента весомыми.
апомним, что ежегодная встреча в верхах в этом году по целому ряду причин (дело Тимошенко, непрозрачный подсчет результатов парламентских выборов и сами выборы) так и не состоялась, а проект соглашения об ассоциированном членстве был демонстративно отложен Евросоюзом под сукно.
Накануне показательно ушел в отставку, громко хлопнув дверью своего кабинета, вице-премьер Валерий Хорошковский. Он в последнее время позиционировал себя как принципиального евроинтегратора, что позволило аналитикам предположить: Янукович наконец-то сделал выбор – и этот выбор в пользу Москвы.
При этом посол Зурабов недвусмысленно намекнул, что Януковича не ждут в Москве, если не будут подготовлены к подписанию конкретные межгосударственные соглашения. То есть согласованные сторонами проекты договоров должны лежать в портфеле Януковича при отлете в Россию.
«По моей информации, было все согласовано», – рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, пояснив, что речь шла якобы о неких документах, позволяющих Украине постепенно примкнуть к Таможенному союзу.
По мнению аналитика, нарушить планы Януковича могло только одно событие – разговор с Баррозу. «Я не исключаю, что эта телефонная беседа могла повлиять на оценку документа украинской стороной», – предполагает политолог. Впрочем, Погребинский допускает, что Россия и Украина могли просто в последний момент засомневаться в каких-то деталях соглашения, и поэтому отложили подписание документов.
Наблюдатели также проводят аналогию с событиями почти десятилетней давности, когда президент Молдавии Владимир Воронин под давлением западной дипломатии и внутренней оппозиции в последний момент передумал и отказался одобрить уже достигнутые с Москвой договоренности об урегулировании Приднестровского конфликта. Напомним, позже попытка России предложить сторонам «меморандум Козака» была с негодованием встречена на Западе...
Версия: Янукович побоялся раскола
сли бы президент Украины был твердо уверен в себе, то никакой звонок из Брюсселя ему бы не помешал, считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
«Просто Янукович в патовой ситуации, – пояснил политолог газете ВЗГЛЯД. – Ему все тяжелее и тяжелее разрываться между двумя векторами. Но еще хуже то, что у него очень сложная внутриполитическая ситуация. Потому что выбор в пользу Таможенного союза приведет к расколу украинских элит. Часть элит не хочет евразийской интеграции. Она больше ориентирована на Евросоюз. Янукович может получить от Путина скидку на газ, но при этом и сильную оппозицию, к которой примкнут представители власти, которые не приемлют Таможенный союз. Он не хочет раскола в правящей команде, потому что это дестабилизирует ситуацию и уменьшает его шансы стать президентом второй раз». Ну а звонок Баррозу, по мнению эксперта, – это «мазок, чтобы придать этой картине масла».
Директор центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в аналогичном комментарии озвучил сразу несколько версий отмены визита.
Первая – стороны не пришли к компромиссу: Украина не готова к полноценному участию в Таможенном союзе, а вариант частичного вхождения не устраивает Россию. Вторая – Януковича переубедили серьезные люди из его окружения, которые считают, что присоединение к ТС – это ошибка.
Версия: Путин не захотел видеть коллегу
«Почему был отменен визит, лучше спросить у Владимира Путина», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД народный депутат Украины, экс-министр экономики Петр Порошенко. По его мнению, все вопросы, которые будут вынесены на повестку дня, должны быть доработаны с обеих сторон.
То, что визит мог быть отменен по инициативе Москвы, а не Киева, предположил и директор «Агентства моделирования ситуаций» Виталий Бала.
«Руководство России, в частности президент Владимир Путин, не удовлетворили предложенные на данный момент Украиной условия сотрудничества с Таможенным союзом, – считает политолог. – Ведь то, что желает получить Москва от официального Киева, хорошо известно».
Напомним, в своем недавнем обращении к Федеральному собранию Путин заявил, что стратегией внешней политики России на ближайший год станет «создание Таможенного и Евразийского союза». В связи с этим в Киеве давно говорят о том, что без Украины эти союзы будут не столь эффективными и жизнеспособными, как того хочет Россия.
При этом на Украине многие политики утверждают, что это лишь экономическая сторона планов Кремля, а главная задача Кремля – создание политических и правовых гарантий своего доминирования в еще одном соседнем государстве.
Так, народный депутат Украины Виктор Балога, экс-глава президентской администрации во времена Виктора Ющенко, перенос визита связывает с тем, что у руководства РФ к украинской стороне слишком большие требования: «Президент не поехал в Москву лишь потому, что руководство России слишком много хочет. Если мы братские народы, то нужно в вопросе газа работать с нами на таких же условиях, как с другими странами Европы. И говорить о кооперации, а не об интеграции в союзные договоры», – написал он в Facebook.
По мнению Балоги, заявления, которые звучат со стороны Москвы в вопросах энергоносителей, «должны соответствовать реалиям». «Вместо этого нас загоняют в тупик и требуют союзного договора», – подчеркивает нардеп.
В связи с этим большинство украинских изданий открыто пишет о том, что если Киев вступит в Таможенный союз, то «добрый кусок» национального суверенитета будет утрачен.
С подобным мнением не согласен премьер Николай Азаров. Он уже неоднократно заявлял, что движение Украины в сторону Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана как раз отвечает украинским национальным интересам, и более того – оно неизбежно. По его словам, «Украине придется присоединиться к отдельным договорам Таможенного союза».
Главу кабинета министров до последнего времени публично поддерживал и Янукович. В Ашхабаде на встрече в верхах СНГ он однозначно призвал присоединиться к некоторым положениям союза.
«Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструментов сотрудничества с Таможенным союзом, мы много потеряем», – подчеркнул украинский президент.
При этом подчиненный президенту украинский МИД продолжал твердить о многовекторности. «Украина должна искать приемлемую модель сотрудничества с Таможенным союзом. Но настолько, насколько это не будет препятствовать подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Без этого мы просто потеряем рабочие места, доходы бюджета», – заявил несколько дней назад представитель МИД Олег Волошин.
Опять на развилке
Вместе с тем народный депутат от фракции «Батькивщина», экс-министр обороны Анатолий Гриценко также не остался равнодушным к событиям вторника и так прокомментировал отмену визита на своей страничке в Facebook: «Визит в Москву перенесен. Янукович еще не решил, как притулить свою табуретку между двумя стульями – Европейского и «Таежного» союзов?»
А вот его коллега из Партии регионов Леонид Кожара не видит «особых проблем» в переносе визита. Мол, он будет еще лучше подготовлен, и это для Киева хорошо.
«Свойство любой внешней политики – балансирование. Любой резкий шаг Украины на этом этапе баланс сорвал бы, если бы, скажем, произошла гипотетически такая вещь, если бы Европейский союз пригласил Украину к членству. Мы знаем, этого не произойдет, и есть соответствующие заявления лидеров Евросоюза, что 15–20 лет Украина не сможет быть членом ЕС», – отметил депутат.
«Мы бы тогда очень быстро потеряли рынки Таможенного союза. Вы знаете, сегодня на Таможенный союз приходится 45% торгового оборота», – уточнил «регионал». Кожара отметил, что вступление в Таможенный союз будет менее болезненным, чем вступление в Зону свободной торговли с Евросоюзом.
«Зона свободной торговли – это будет шок для Украины первые годы... Нас никто не приглашает в Евросоюз, нас приглашают иметь свободную торговлю с ЕС. Снять все импортные квоты и импортные пошлины. Это означает, что в первые годы наша экономика просто почувствует шок, а некоторые отрасли пострадают, а некоторые наши производства, возможно, погибнут», – уточнил он.
«Такого эффекта от вступления в Таможенный союз не будет. Более того, будет быстрая выгода. Причем довольно существенная, которая обсчитывается», – заверяет политик.
Кожара также отметил, что Украина может в перспективе стать единственной страной в мире, которая будет иметь свободную торговлю, как со странами ЕС, так и Таможенного союза.
«Мы должны получить для Украины такие преимущества... так, чтобы наши отношения и на востоке, и на западе не конфликтовали между собой. Это сложное задание для нового правительства, но это задание ему по силам», – заявил он.
Что происходит на самом деле в отношениях двух стран, станет известно совсем скоро. А пока официальная версия переноса визита в Москву на сайте Януковича звучит следующим образом:
«Для успешной реализации договоренностей необходимы дополнительные консультации на экспертном уровне. В связи с этим стороны договорились о перенесении сроков визита».


* * *


«Нужны другие смыслы»


Ситуация с Украиной и Таможенным союзом выглядит примерно так. Россия призывает непутевых украинцев прекратить вилять, как маркитанская лодка, и присоединиться к Таможенному союзу. Взамен обещается увеличение внешнеторгового оборота, прирост ВВП и прочие блага. Украинское же руководство напоминает героя Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, как он говорил заморскому послу: «Такие вопросы, товарищ, с кондачка не решаются...» Киев отделывается общими формулировками, демонстративно чешет затылок, пытается придать озабоченность физиономии, но на самом деле думает лишь о том, как быстрее и деликатнее избавиться от назойливых призывов.
Причиной подобной ситуации называется повальная шизофрения украинского руководства, которая выражается в иллюзиях насчет европейского будущего Украины. Как будто сидят в Киеве эдакие недалекие мечтатели, которые в Европу хотят, но по причине своей глупости и жадности – не могут. Хотя на самом деле все немного не так. Главное – критики позиции Украины по ТС не видят или не хотят видеть того факта, что на Европу украинскому руководству, в общем-то, наплевать. Живая иллюстрация этого сидит в Харькове, в Качановской колонии. Лучшее подтверждение того, насколько официальный Киев может игнорировать западное общественное мнение, – томящаяся в застенках Тимошенко. Так что для украинского руководства пресловутый «европейский вектор» – это такой себе бубен, в который постукивают, чтобы успокоить периодически возбуждающихся национал-патриотов с либералами. Этот музыкальный инструмент – исключительно для внутреннего пользования, его звуки за пределами Украины вызывают лишь сарказм да ухмылки. И уж тем более это унылое постукивание не имеет ничего общего с реальностью: в Европу Украина не стремится. Хотя бы потому, что стремиться туда, куда, во-первых, не берут 20 лет, а во-вторых, туда, где уже давно не сахар, – затея бесперспективная.
Так почему же украинское руководство продолжает игнорировать ТС? Ответ на этот вопрос очень прост: потому что это невыгодно. Невыгодно не для экономики Украины, а для ее бенефициаров. Это несколько кланов, которые ни за какие коврижки не согласятся утратить контроль над регулирующими функциями. Тем более вся политическая борьба в Украине – это не что иное, как постоянная драка за эти самые функции. В такой ситуации возможность хотя бы частично поделиться полномочиями с кем-то третьим может только сплотить украинские элиты против общего врага, но никак не подвигнуть их к интеграции. А коль скоро спонсоры украинского политикума в своем мнении насчет ТС единодушны, то столь же единодушен и непробиваем в этом вопросе украинский политический бомонд.
Ситуация выглядит тупиковой. Правда, Россия стремится выйти из этого тупика, апеллируя к широкой общественности Украины. Проводятся скучные круглые столы, какие-то эксперты, пополняя изрядно поскучневшие после выборов ленты информагентств, вещают о полезности Таможенного союза, периодически появляются статьи о том, что для Украины промедление в этом вопросе смерти подобно... Но эффект от подобных мероприятий, по крайней мере пока, весьма сомнителен. Пожалуй, единственный успех этой кампании – закрепление в общественном сознании украинцев тезиса о том, что Таможенный союз – это единственный путь интеграции с Россией, да и вообще – вопрос цивилизационного выбора. Конечно, националисты и сторонники евроинтеграции (а такие в Украине, как ни удивительно, еще остались) бьют в набат, крича до хрипоты об утрате страной государственности. Пророссийско настроенные граждане идее, конечно, благоволят. И граждан таких немало, что, казалось бы, должно давать надежду на успех предприятия. Но все не так просто.
Дело в том, что все эти благоволящие России настроения в Украине не институциализированы вообще никак. Нет парламентской партии, которая последовательно отстаивала бы российский вектор во внешней политике. Да и вообще, нет политической силы или фигуры, которая являлась бы системным сосредоточением российского лобби. Что, вообще говоря, весьма странно для страны, в которой половина населения говорит по-русски и в той или иной степени считает себя частью русского культурного пространства. Почему так сложилось – другой вопрос. Но главное – Россия не присутствует в официальной украинской политике.
Отчасти решить эту проблему, кажется, призван референдум. А что еще остается, кроме как спросить у народа, если его, народа, «лучшие представители» уже явно дали понять, что им и без ТС неплохо? Идея референдума витает в воздухе, пока не оформившись в какое-либо политическое действие. Вряд ли до этого самого действия, а тем более до референдума дойдет, но если это и случится, то референдум по вопросу вступления Украины в Таможенный союз может стать самым большим геополитическим провалом России с 1991 года. Потому что украинцы за ТС не проголосуют, причем не проголосуют в подавляющем большинстве.
Почему я так в этом уверен? Дело в том, что украинцы так же подвержены манипуляциям, как и другие граждане молодых и старых демократий. А инструменты для манипулирования, т. е. средства массовой информации, находятся в руках противников ТС. Все СМИ Украины условно можно разделить на две части: одну финансируют украинские финансово-промышленные группы, которым Таможенный союз и даром не нужен, другую – западные грантодатели, которым ТС вообще как кость в горле. В итоге, если дело дойдет до плебисцита, все СМИ вне зависимости от политической принадлежности бросятся целенаправленно пугать украинского обывателя Таможенным союзом, и где-то через полгода при словах «Таможенный союз» украинский обыватель будет испуганно вздрагивать.
Причем напугать даже пророссийски настроенного украинца есть чем. Например, повышением цен на некоторые импортные товары, как это произошло в Беларуси с автомобилями или в Казахстане с бытовой техникой. Украинский обыватель – по большей части человек, во-первых, весьма прагматичный, а во-вторых, уже привыкший к «самостийности», как бы он к ней ни относился. Поэтому вряд ли абстрактные разговоры об общности судьбы с русским народом смогут перевесить вполне конкретные соображения личной выгоды.
Именно в этом, кстати, слабость Таможенного союза как некой объединительной идеи. Как бы ни пытались сторонники ТС представить его цивилизационным проектом, этот союз – прежде всего проект бизнесовый. Значит, для его реализации придется договариваться с украинским бизнес-сообществом. А это будет очень сложно, если не невозможно: слишком тугой клубок интересов в этом замешан, причем клубок этот с украинской стороны куда туже и запутанней, чем с российской.
В общем, я уверен, что кавалерийский наскок с привлечением Украины в Таможенный союз не закончится ничем. И если говорить о евразийской интеграции, в необходимости которой я не сомневаюсь, то для этого нужны совершенно другие основания и другие смыслы, которые обязана сформировать Россия. Основания эти должны лежать точно не в столь явной бизнесовой плоскости, как ТС. Ну и, конечно, необходимо создавать каналы, проводящие новые объединительные смыслы, т. е. усиливать присутствие России в украинской политике и медиапространстве. Это долго и затратно, но другого пути, похоже, нет. А Таможенный союз, как и другие интеграционные структуры, приложится. Только приложится к чему? Вот это, как мне кажется, и есть главный вопрос.
Денис АЗАРОВ, политический обозреватель (г. Харьков)