Архивы публикаций
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
Сентябрь 2023 (3)
Август 2023 (5)
Июль 2023 (1)
20 Dec 2012, 20:50Политика

Евразийская политология

Когда начинаешь разбираться в том, что происходит на окраинах Евразии, то иногда кажется что наша страна, расколовшись на десяток частей, находится в стадии исторической деградации. Складывается впечатление, что кое-где формы общественных отношений вернулись на доиндустриальные рубежи. Киргизская милиция обратилась к российской полиции с просьбой не выбрасывать старую форму, которая милицейская — и безвозмездно передать её незалежной Киргизии. В Кишиневе вывешивают траурные флаги в связи с юбилеем вхождения Бессарабии в Российскую империю. В Харькове обезглавили судью и всю его семью.



Ощущение нелепости происходящего в национальных осколках наводит на ключевой вывод: всё происходит по одним и тем же сценариям. Причём события копируют друг друга как под копирку, отличаясь лишь в деталях. Изюминку придаёт лишь национальный антураж. Действительно, если бы обезглавили судью со всей семьей не в Харькове, а в Душанбе — то такая новость была бы совсем обыденной.
Когда начинаешь изучать картину происходящего в национальных осколках, рано или поздно упираешься в вопрос о национальных элитах. Иногда разбираясь в решениях, принятых элитариями – например, о постройке ненужного нефтепровода Одесса – Броды либо о сносе Русского драматического театра в Ашхабаде, — понимаешь насколько деградировали не только общественные отношения, но и профессиональные качества правящего класса. Людям такого качества просто не под силу решать масштабные задачи — о проектах масштаба индустриализации или хотя бы отдельно взятого БАМа речи быть не может.
Дело в том, что по факту краха СССР у каждой республики сложился свой национально-номенклатурный правящий класс. Кто-то пережил 5 цветных революций, как Киргизия. Кто-то решился на гражданскую войну, как Саакашвили. Кто-то, как Таджикистан, находится в состоянии перманентной войны по африканскому типу.
Но факт остаётся фактом: ответственность за происходящее в осколках взяла на себя национальная элита. И спрос только с неё. Ибо, как фиксируют соцопросы во всех без исключения национальных осколках, народ до сих пор находится в панике переходного периода и дезориентирован. Более-менее ситуация стабилизирована лишь в России, Белоруссии, Казахстане и, возможно, в Туркмении. Все остальные национальные осколки находятся в цикличном политическом кризисе, который рано или поздно обостряется до кризиса общественного.
Причём интересно, что во всех постсоветских национальных осколках мы имеем дело со следующим явлением: национальные элиты либо связывают свою судьбой с данным национальным осколком, либо относятся к нему, как к месту работы и заработка. Все остальные различия в национальных элитах не имеют никакого значения. Могут быть стилистические отличия — но суть всегда одинакова. Правящий национальный класс рассматривает территорию попавшую ему в управление как «экономическую Родину», к которой применяются соответствующие формы освоения.
Фактически мы имеем дело с процессом ликвидации государства. Потому что элитам, не связывающие свою судьбу с конкретной территорией, не нужно государство. Государство как система взаимоотношений, каких-то правил и какой-никакой преемственности. Вовсе не идеализирую ситуацию в РФ, РБ и РК, но главное отличие этих осколков от остальной национальной мозаики — функционирование государства как каркаса страны. Что и позволяет им объединяться в Союзы — пока только экономические.
Поэтому, принимая решения евразийской значимости – как то, например, включать или нет Киргизию или Украину в Таможенный союз, — нужно помнить, что мы имеем дело с национальными элитами, паразитирующими на деградирующем государстве. Поэтому любые интеграционные решения надо принимать исходя из того, что деятельность национальных элит никак не связана с интересами населения.
И если мы погрузимся ещё на один уровень глубже — в анализ национальной политики, то увидим ещё одну интересную закономерность. Во всех национальных осколках, где правящий класс представляют элитарии, не связывающие свою судьбу с данной территорией, — всё время продолжается общественная и политическая дискуссия «о национальном вопросе». Иногда доходит до мордобития и появления националистов и неонацистов в национальных парламентах.
Молдавия, Украина, Киргизия, Грузия и так далее — везде в фокусе политической повестки находится «национальный вопрос».
А главная особенность политических дебатов по «национальному вопросу» – они изначально тупиковы. «Национальный вопрос» – это наш вариант партии тупоконечных против партии остроконечных у Джонатана Свифта.
Национальный вопрос не имеет национального же ответа. Для того чтобы ответить на национальный вопрос, надо либо подняться на один уровень развития — уровень империи, либо спуститься — на уровень феодальной раздробленности. И других вариантов нет.
Семён УРАЛОВ