Архивы публикаций
Август 2024 (2)
Июнь 2024 (1)
Май 2024 (1)
Апрель 2024 (1)
Февраль 2024 (1)
Октябрь 2023 (1)
28 Jan 2013, 16:53Экономика

Предчувствие газовой войны

«Газпром» на Всемирном экономическом форуме в Давосе выставил президенту Украины Виктору Януковичу счет на семь миллиардов долларов. Именно во столько в России оценили ущерб от недобора Украиной газа, который ей положено покупать по контракту. Требование «Газпрома» может означать, что российская монополия готова к новой газовой войне с Украиной. Войне, которая не будет ни маленькой, ни победоносной.



За последние несколько лет «Газпром» выиграл едва ли не все стычки с правительством Украины по поводу газа. Сейчас украинцы платят за российский газ по беспрецедентно высоким ценам, у них нет законного (в рамках контракта с «Газпромом») способа отказаться от «дани» российской монополии, даже если газ им просто не нужен. Наконец, «Газпром» начал шантажировать Украину на рынке транспортировки газа, начав строить «Южный поток» и построив «Северный».
Украина оказалась в ситуации загнанного зверя, и это парадоксальным образом делает позицию Киева в потенциальной газовой войне сильной, если не сказать выигрышной. Вот четыре причины, по которым «Газпрому» не нужно педалировать тему со штрафом:
1. Украина никогда и ни при каких обстоятельствах не заплатит «Газпрому» штраф. Даже если суды всех инстанций встанут на сторону газовой монополии, даже если Россия согласится выдать Украине льготный кредит, который пойдет на оплату долгов перед «Газпромом», Киев никогда не отдаст «Газпрому» семь миллиардов долларов. Просто потому что семь миллиардов долларов — это очень много по меркам любого, даже самого «пухлого» бюджета, а плата за воздух (не поставленный газ) — политическое самоубийство для любого украинского лидера.
Семь миллиардов долларов — это приблизительно одна шестая часть годовых доходов бюджета Украины. Учитывая то, что местная экономика оказалась в 2012 году в ужасном состоянии, и нет никаких причин говорить, что в следующие годы произойдет какой-то прорыв, выплату такого штрафа Украина просто не осилит. Ни при Януковиче, ни при Тимошенко, ни при пламенном патриоте Тягнибоке.
2. Дело о штрафе будет рассматриваться в европейских судах, которые вполне могут принять сторону Украины. Сейчас все противоречия между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» (госструктурой, действующей исключительно в интересах местного правительства) должны решаться в Стокгольмском арбитраже — суде сугубо экономическом, а не политическом. Однако вопрос о газовой монополии, которая «доит» экономику соседней страны, актуальна для всей Европы именно в политическом плане. Власти ЕС заняли очень жесткую позицию по отношению к «Газпрому» — они считают, что одна компания не может одновременно и добывать газ, и его транспортировать. Суд в Стокгольме, если таковой будет, политики в ЕС смогут использовать для популяризации антигазпромовских настроений во всем блоке. А это значит, что суд с Украиной может стать поводом для пересмотра всех отношений ЕС с «Газпромом».
Кроме того, совсем недавно Литва подала пример того, как можно не исполнять решения Стокгольмского арбитража по контрактам с российской монополией. Ничего не мешает Украине воспользоваться этим прецедентом и проигнорировать вердикт.
3. На Украине искренне верят, что конец «газового ига» близок. К 2018-му — 2020 году на Украине должны начать добывать в промышленных объемах сланцевый газ. К тому же времени украинцы планируют достроить терминал по приему сжиженного газа и доработать механизмы получения топлива из Европы, а не из России. Есть, правда, немаленькая вероятность того, что все это так и останется планами, но украинские политики сделали ставку на газонезависимость, и будут действовать, исходя из мысли, что совсем скоро владычеству «Газпрома» придет конец. В такой ситуации для них есть одна выигрышная тактика — затягивать время, вязнуть в многолетних судебных спорах, постоянно пикироваться в прессе и ловить противоборствующую сторону на двусмысленностях и недомолвках. А там уж и до 2018-го недалеко. Если все пойдет по украинскому сценарию, «Газпром» многое будет готов отдать, чтобы не потерять один из крупнейших рынков сбыта. Например, простит Киеву долг за непоставленный газ.
4. И без того небезупречная репутация «Газпрома» в Европе может быть сильно подпорчена. В России не скрывают, что дело о ценах на газ для Украины — политическое, и открыто предлагают скидку на топливо за вступление в Таможенный союз. Умело разыграв в прессе карту жертв амбиций российских лидеров по восстановлению СССР, Украина может привлечь на свою сторону общественное мнение в Европе. А вместе с этим сделать так, чтобы «Газпром» воспринимался исключительно как газовый жандарм, инструмент влияния Владимира Путина. Для монополии это может означать ущерб на гораздо большую сумму, чем семь миллиардов долларов, ведь Европа останется для «Газпрома» главным рынком сбыта еще по крайней мере на несколько десятилетий. Самому делать так, чтобы в ЕС вынуждены были искать альтернативу российскому газу по политическим мотивам — это как копать яму самому себе.
Александр ПОЛИВАНОВ