Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Mar 2018, 20:36Культура
Идеальные условия для потока
В прошлом видео я уже рассказал, что нужно делать, чтобы войти в состояние потока. Но огромное значение имеет окружающий вас мир. Согласитесь, что бы вы ни делали, вряд ли вы войдёте в свои чертоги разума, будучи в метро или маршрутке. Всему своё время и место. Поэтому в этом видео давайте рассмотрим идеальные параметры для состояния потока.
Когда Марк Твен писал «Приключения Тома Сойера», он запирался в сарае на ферме, полностью погружаясь в процесс творчества. Членам его семьи даже приходилось трубить в рожок, чтобы позвать его к обеду.
И он такой не один. Например, известнейший психоаналитик — Карл Юнг тоже не совсем обычно относился к своей работе. Ежедневно он уходил с рабочего места на два-три часа, чтобы уединиться, погулять на природе и поразмышлять. Юнг не считал это бегством от труда, а наоборот, называл это самой глубокой работой, на которую способен.
Чтобы понять, почему Твен и Юнг трудились ТАКИМ образом, давайте заглянем в наши мозги. Когда ты входишь в состояние потока, временно отключается префронтальная кора мозга, которая отвечает за личность. Ты как бы временно забываешь, кто ты есть. Однако, если рядом с вами есть другие люди, отключить личность не получится.
Но, зачем вообще её отключать? Дело в том, что состояние потока требует всех ресурсов нервной системы. Сама наша нервная система может перерабатывать не больше 110 бит информации в секунду. Например, чтобы понимать мою речь вы тратите примерно 60 бит. Поэтому, чтобы войти в состояние потока, приходится чем-то жертвовать, в первую очередь — личностью.
Однако, сделать это, конечно, не так просто. Поэтому в своей книге «Глубокая работа» Кэл Ньюпорт выделяет насколько условий для состояния потока.
Во-первых, одиночество. Если ты один, то мозг может спокойно выключить личность и направить все ресурсы нервной системы на творчество. Если же неожиданно приходит сообщение, то это как удар по голове: префронтальная кора мозга автоматически начинает работу и состояние потока прерывается. Так что очень важно по максимуму ограничить себя от людей и социальных сетей. В этом вам помогут одинокая комната и режим полета в смартфоне.
Во-вторых, триггер. Или, если по-нашему, якорь. Например, Рэд в фильме «Побег из Шоушенка», выйдя на свободу из тюрьмы, не мог сходить в туалет пока ему не разрешит начальник. Разрешение начальника — это эдакий якорь, который запускает целый ряд физиологических реакций.
В случае же с Марком Твеном, триггером служила окружающая обстановка: сарай. Казалось бы, не совсем удачное место для работы, но он уединялся в нём специально для письма в течение нескольких лет и настолько к этому привык, что при виде сарая, сразу хотел писать.
Мы можем использовать тот же инструмент. Создайте рабочий ритуал. Не обязательно иметь отдельный сарай, триггером может быть всё, что угодно, начиная от стакана сока или зарядки, заканчивая временем суток и определённым помещением. Лично я перед работой принимаю холодный душ и одеваю специальную одежду. О том, как использовать триггеры, мы ещё поговорим в других видео, а сейчас переходим к последнему пункту.
Постоянство. Состояние потока — как цветок — требует постоянной подпитки. Не поливаешь — завядает. И наоборот, если каждый день пытаешься войти в состояние потока, то тело потихоньку начинает понимать, чего от него хотят. Потом оно привыкает, а после поток запускается автоматически, и ты даже не прилагаешь никаких усилий. Именно поэтому продуктивный человек бесконечно наращивает продуктивность, а бездельник становится более ленивым. Что посеешь, то и пожнёшь.
Теперь не удивительно, что Твен и Юнг изолировали себя от общества в особом, полном триггеров месте и делали это стабильно, без исключений, ведь такие условия идеальны для глубокой работы.
Нам говорят, что современный мир — это гиперконкуренция. Но, трудящийся в потоке во все времена был вне любой конкуренции.
* * *