Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
24 Nov 2017, 15:37Общество
«У Сербии появилась возможность расторгнуть кабальные соглашения с Западом»
Во «внутреннем диалоге о будущем Косово», который ведется в Сербии по инициативе её президента Александра Вучича, на прошлой неделе обозначился новый момент. Вучич открыто заявил, что ЕС не разрешит Сербии полноценно вступить в свои ряды без подписания юридически обязывающего документа о нормализации отношений с сепаратистским Косово.
С другой стороны, из Приштины все чаще слышны голоса о том, что США должны играть более активную роль в переговорах с Сербией о нормализации отношений.
Российские эксперты рассказали, как они оценивают состояние и перспективы переговоров Белграда и Приштины по статусу Косово. Какие аргументы имеются в распоряжении Белграда? Если Приштина настаивает на более активной роли США, существует ли возможность подключения к этим переговорам России, и если да, то на каких условия?
Даже в рамках Брюссельского соглашения 2013 г. у Белграда есть весьма серьезный аргумент в отношении Приштины, заявил историк-балканист, научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт.
Как напомнил эксперт, Сербия за последние четыре года доказала свою приверженность диалогу в этом формате и сделала ряд очень серьезных уступок Приштине, причем уступок крайне болезненных для себя — практически полное сворачивание своих институтов в Косово и Метохии, принуждение косовских сербов к подчинению сепаратистским властям, введение полноценной границы, фактический отказ от попыток помешать вступлению Косово в ряд международных организаций и т. д., а также поддержку косовским филиалом правящей Сербской прогрессивной партии «правительства» Рамуша Харадиная, которого еще в начале года арестовали во Франции по обвинению в военных преступлениях в ходе косовской войны 1998−1999 гг. по запросу из Белграда.
«Все эти уступки вполне реальны и весомы. При этом никаких сопоставимых шагов со стороны Приштины нет. Даже крайне ограниченная автономия в виде Сообщества сербских общин, согласованная в Брюсселе, до сих так и не получила никакого правового оформления, и албанские власти упорно уклоняются от исполнения этого своего обязательства.
Потому у Белграда сейчас прекрасная возможность требовать от Брюсселя оказывать давление на косовскую сторону и добиваться от нее соблюдения достигнутых договоренностей, как условия для любых иных переговоров и уступок. Можно прямо привязать саму возможность дальнейших шагов к созданию Сообщества сербских общин», — считает Георгий Энгельгардт.
Вместе с этим эксперт констатировал, что переговорные позиции президента Сербии Александра Вучича сейчас, к сожалению, незавидны. Пять лет переговоров по Косово при его власти приучили Брюссель, Вашингтон, Берлин и Приштину к тому, что Вучич чувствителен к внешнему давлению, и что его легко можно принудить к очень крупным и болезненным уступкам, считает историк.
«Возможно, наиболее серьезный удар по переговорным позициям Белграда нанесло решение Вучича поддержать руками «Сербского списка“ (косовского филиала его партии) правительства Рамуша Харадиная. Харадинай, один из вождей подпольной Армии освобождения Косова, считается лично причастным ко многим кровавым преступлениям против сербского и албанского мирного населения», — предположил он.
Как напомнил Георгий Энгельгардт, как для сербов, так и для многих иностранных наблюдателей Харадинай является воплощением террористического и преступного характера АОК. «Решение помочь ему сформировать правительство Косово, избежав тем самым необходимости проведения повторных парламентских выборов, на первый взгляд может казаться примером искусного макиавеллизма белградских политиков, «способных на неожиданные ходы“.
Однако вместе с тем оно показало западным политикам и Приштине отсутствие у Белграда крайне важных в современной политике моральных ограничений, которые позволяют диктовать оппоненту рамки приемлемого. А от лишенного моральных ограничений партнера можно требовать неограниченных уступок — ведь у него нет красной черты», — заявил российский экспертy.
Как полагает Георгий Энгельгардт, возможность подключения России к переговорам есть, но это потребует изменения нынешнего формата переговоров, а значит — согласия на то их остальных участников — Приштины и ЕС. «Что может их сейчас заставить на столь невыгодный для них шаг — пока непонятно», — сказал он.
Что же касается увязки признания Косова со вступлением Сербии в Евросоюз, эксперт считает, что наиболее рациональной (хотя и аморальной) рекомендацией Белграду было бы отложить этот вопрос до момента непосредственного вступления в ЕС.
«Дело в том, что в ЕС Сербия официально стремится с 5 октября 2000 г., сейчас на исходе год 2017-й, а первые сроки возможного вступления страны в вожделенную организацию оглашены совсем недавно, и это весьма отдаленный 2025 г. Так что такими темпами страна может не только отказаться от прав на часть своей территории, но и лишиться и других земель, оставаясь при этом вне ЕС», — резюмировал Энгельгардт.
Директор Балканского центра международного сотрудничества Виктор Колбановский считает, что постоянно поступающие из Приштины на протяжении последних месяцев заявления о необходимости участия представителей США в переговорах между Белградом и Приштиной свидетельствуют о том, что косовские албанцы осознают усиливающиеся позиции Сербии. Боясь утратить незаконно полученный статус и территории, косовары спешат напрямую заручиться поддержкой американских покровителей, в свое время возглавивших агрессию НАТО против Югославии. На то есть веские основания, считает эксперт.
«Во-первых, после референдума в Каталонии, ЕС и в том числе Еврокомиссия открыто выразили поддержку территориальной целостности Испании, но при этом незаконное отделение Косово от Сербии никаким образом не было пересмотрено. Но зато откровенное лицемерие европейской бюрократии в значительной степени поставило под сомнение перспективы нормализации отношений Белграда и Приштины в формате европейских переговоров, за которые на себя взял ответственность Брюссель соглашением от 19 апреля 2013 года», — сказал Колбановский.
Как отметил эксперт, двойные стандарты, проявленные со стороны ЕС по вопросу Косово, могут принести хорошие политические дивиденды для самой Сербии. После Каталонского прецедента у Белграда имеются все юридические и моральные основания требовать от Евросоюза исключения ранее навязанного требования о признании Косово в качестве необходимого и обязательного условия вступления в ЕС, полагает он. «И в этом вопросе у Сербии в самом Евросоюзе есть как минимум пять стран-союзников, не признавших Косово, в авангарде с уцелевшим от разделения Испанским Королевством», — напомнил Виктор Колбановский.
Во-вторых, проводимая Белградом последовательная политика военного нейтралитета, неприсоединения к антироссийским санкциям, развития стратегического партнерства с Россией наряду с усилением сербского экономического и оборонного потенциала и укреплением политической системы страны делают Сербию ключевым региональным игроком и важным фактором в европейских и международных делах, продолжил российский эксперт.
«С одной стороны, сербское руководство вынуждено выслушивать в недипломатичной форме требования помощника заместителя госсекретаря США Хойта Брайана Йи «перестать сидеть на двух стульях“ и балансировать между Россией и Западом. Но при этом именно в Белграде за закрытыми дверями прошли уже два раунда переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе между помощником президента РФ Владиславом Сурковым и спецпредставителем Госдепа США по Украине Куртом Волкером.
Сербия как активный политический игрок сейчас становится ценным международным посредником для решения вопросов в тех случаях, где другие каналы и форматы утратили свою актуальность», — считает он.
По мнению Виктора Колбановского, все эти факторы свидетельствуют о создании предпосылок для начала нового этапа косовского урегулирования. «Весь период между трагедией 1999 года и драмой 2008 года международное право, мораль и простая человеческая правда, бывшие на сербской стороне, безжалостно подавлялись в угоду интересам Запада.
Но в конечном итоге изменилось глобальное соотношение сил, и Косово из сербской трагедии стало ящиком Пандоры для всей Европы», — напомнил эксперт, добавив, что сейчас в Белграде особенно остро звучит вопрос, что сделать, чтобы не допустить новых кровопролитных конфликтов на косовской земле.
Что касается вопроса создания нового формата по косовскому урегулированию с участием российских представителей, то для него с правовой точки зрения имеется хорошая юридическая база, отметил Колбановский.
«Вторая статья Декларации о стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией от 24 мая 2013 года предусматривает «политическую координацию по вопросам двусторонних, региональных и международных отношений, представляющим взаимный интерес“. Поэтому в случае официального обращения со стороны Белграда данный вопрос будет прорабатываться по линии внешнеполитических ведомств России и Сербии», — сказал он.
По мнению российского эксперта, следует также иметь в виду, что Сербия обладает еще и правом возврата косовского урегулирования в изначальный формат ООН, где на стороне Белграда вместе с Россией находится постоянный член Совбеза Китай, также не признающий Косово.
«Сейчас Сербия уже обладает достаточным весом и международным авторитетом, чтобы без всяческого опасения назвать своими именами действия НАТО, США и ЕС в ее отношении и отчетливо поставить вопрос пересмотра кабальных условий и унизительных соглашений, которые были навязаны стране извне за период новейшего времени.
Полагаю, что президент Сербии Александр Вучич, как опытный политический стратег, хорошо понимает возможности и современные преимущества, которыми обладает Сербия в том или ином сценарии развития ситуации», — подытожил Виктор Колбановский.