Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
23 Jan 2018, 13:45Общество
Съезд СДПГ выбрал старую модель коалиции с ХДС/ХСС
Внеочередной съезд Социал-демократической партии Германии 21 января принял решение о вступлении СДПГ в большую правительственную коалицию с «черными» (ХДС/ХСС). Решение принималось в обстановке острой внутрипартийной борьбы. Из 642 делегатов съезда только 362 проголосовали «за» и 279 «против». Раскол усугубился активными протестами молодёжного крыла СДПГ во главе с Кевином Кюнертом (Kevin Kühnert). Молодые социал-демократы предостерегли от скорой деградации партии, выступили за то, чтобы уйти в оппозицию, обновиться и нарастить силы для новой борьбы, но их не услышали.
Мнение о том, что социал-демократы новым союзом с ХДС/ХСС ослабляют влияние партии в массах, высказывается многими наблюдателями. Ведь, по сути, СДПГ согласилась продолжить сотрудничество со ставленниками олигархии, которое уже привело социал-демократов к неудаче на федеральных выборах осенью прошлого года. Опросы непосредственно перед съездом показали, что эту когда-то влиятельнейшую партию поддерживают сегодня не более 18% избирателей.
Характерно, что за большую коалицию выступали представители партийного руководства, а против — представители местных организаций. В конце концов, верхушке социал-демократов удалось убедить «низовых» в том, что в составе правительства партия обретёт силы и выдавит из «чёрных» необходимые уступки. Хотя, скорее всего, это лишь обещание.
В ходе предварительных переговоров с ХДС/ХСС не было достигнуто окончательного согласия по таким важным пунктам, как отмена «двухуровневой медицины» для бедных и богатых, как отмена закона о «временных трудовых соглашениях», ограничивающих права трудящихся. Не всё ясно и по тому пункту, в котором руководство СДПГ настаивает на жёстком регулировании въезда родственников беженцев, получивших право жить в Германии. В общем и целом во время предварительных переговоров ХДС/ХСС торговалась с будущим партнёром по правительственной коалиции так, как богатый торгуется с бедняком, не особенно учитывая пожелания социал-демократов. Тем не менее председатель СДПГ Мартин Шульц горячо обещал делегатам включить эти пункты в коалиционный договор. Хотя данные проблемы не новы, разговоры о них социал-демократы вели ещё в составе прежней коалиции с ХДС/ХСС и мало чего добились. Например, за так называемую солидарность — отмену закона о трудовых договорах об укороченном рабочем времени СДПГ «борется» уже многие годы и без всякого успеха. Поэтому за обещаниями Шульца, скорее всего, кроется повторение пройденного: СДПГ вернётся на роль младшего партнёра «черных» ещё на четыре года без заметного изменения общей политической ситуации.
Интересно, что в двух соседних столицах, Париже и Варшаве, восстановление в германских политических верхах прежнего статус-кво восприняли по-разному.
Во Франции решение СДПГ «соединиться» с ХДС/ХСС в одном правительстве встретили с удовлетворением. Теперь курс Эмманюэля Макрона на реформирование ЕС имеет шанс состояться. План Макрона охватывает европейский бюджет, совместную оборону, унификацию налогов и социального законодательства, интеграцию образования, а также предполагает дальнейшее развитие ЕС по пути «Европы двух скоростей». План получил поддержку А. Меркель и З. Габриэля, и тормозило его осуществление лишь отсутствие в Германии полноценного правительства. Теперь вроде бы этот вопрос уладился.
Другие настроения в Варшаве. Альянс Германии с Францией и задуманные реформы Евросоюза не радуют правящую в Польше партию «Право и справедливость». Принцип «Европы двух скоростей» обрекает Польшу на периферийное положение в ЕС. Кроме того, польская судебная реформа вызывает довольно жёсткую критику Брюсселя, за которой могут последовать и санкции. А Польша из всех стран Центральной и Восточной Европы получает от Евросоюза наибольше дотации.
Помимо этого, Макрон намерен бороться с проникновением дешёвой рабочей силы в ведущие страны ЕС, а это снова ударит по Польше, получающей значительную часть валютных поступлений от своих гастарбайтеров в Западной Европе.
И наконец против Польши могут обернуться её трансатлантические связи. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль уже предупредил, что «таких трансатлантических отношений, как раньше не будет и после ухода Дональда Трампа». Эта линия будет укрепляться, что поставит Варшаву с её безоговорочной ориентацией на Вашингтон в положение американского «прислужника» в глазах Берлина и Парижа. «В СДПГ не найдётся ни одного человека, симпатизирующего Польше, зато полно тех, кто симпатизирует Москве», — говорит известный польский публицист Михал Куз (Michal Kuz). Варшаве будет непросто поддерживать антироссийские акции Вашингтона, сопротивляться российско-германскому проекту «Северный поток-2» и не иметь проблем в Европейском союзе, обновляемом под эгидой Германии и Франции.
Дмитрий Седов