Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
04 Mar 2018, 21:00Общество
Ирина Алкснис. О текущей политике
Дорогие мои френды с Украины, активно критикующие вчерашнее решение Газпрома в стиле «поздно пить Боржоми», вы не понимаете одной ключевой вещи.
Это решение вообще не про Украину. Оно — про наши отношения с Западом и про распад мировой политической системы.
Можно сколько угодно критиковать позицию Москвы, считать ее бессмысленной, слабой и глупой, но смысл заключается в том, что Кремль не делает кардинальных шагов по разрушению мирового статус-кво, пока есть возможность их не делать. Этой линии он упорно придерживается все годы правления Путина.
Вот такой принцип у российского президента. Надо просто принять это.
Именно поэтому такая острая реакция в России на его послание: если он устроил всю эту демонстрацию силы, значит ситуация с НАТО дошла до крайней точки и других вариантов донести простую мысль «не суйтесь к нам» просто не было. Именно от осознания этого факта у кучи народу в России волосы на голове и зашевелились от ужаса.
Аналогичного принципа Москва придерживается во всех других вопросах. Пока есть хоть какая-то возможность продолжать игру, не переворачивая стол, Россия это делает. Она максимально оттягивает принятие роковых решений и старается не брать на себя решения, которые означают разрушение имеющейся системы. Только когда другого выбора совсем уж не остается.
Системы международных судов это касается в полной мере. Более того, эти самые международные суды, в целом, прекрасно отдают себе отчет, что единственная реальная ценность, которая у них есть, это их репутация, а само их существование имеет смысл именно в рамках сложившихся правил игры, существующей системы.
Если стол перевернут и система пойдет вразнос, нафик они будут никому не нужны достаточно долгое время. А что будет создано на их месте, когда осядет пыль планетарной разборки, большой вопрос.
Именно поэтому, несмотря на все проблемы России с Западом в последние годы, несмотря на всю антироссийскую истерию, международные суды, базирующиеся на Западе, регулярно все это время принимали решения, в том числе, и в пользу России.
Примеров много. Самые громкие пожалуй три:
Гаага — по 50 млрд по делу ЮКОСу.
Лондон — по 3 млрд украинских евробондов (ждем апелляционное решение).
CAS в Швейцарии — оправдание кучи российских спортсменов.
И вот на этом фоне Стокгольмский арбитраж принимает вопиюще несправедливое решение.
Как я поняла, суть в следующем. У Украины по газовому контракту было обязательство «бери или плати», а у «Газпрома» было аналогичное обязательство — «качай или плати». В силу пертурбаций последних лет обе стороны перестали выполнять эти свои обязательства.
Примечание Владимира Зыкова. Я не уверен, что требование «качай или плати» было прописано в контракте. «Бери или плати» — было, точно.
Шведы своим решением отменили Украине принцип «бери или плати», обосновав это тяжелым состоянием экономики страны (прелесть просто), а Газпрому — его обязательство сохранили и начислили 2,5 млрд.
То есть если бы Стокгольм взаимно аннулировал обязательства Нафтогаза и Газпрома, Москва бы слова не сказала, признав сбалансированность вынесенного решения.
Но шведский арбитраж принял открыто предвзятое решение.
А значит, все.
В глазах российской власти ценность этого арбитража как работающего, дееспособного и стабилизирующего элемента распадающейся мировой системы уничтожена. Он сам себя уничтожил.
И Москва перевернула этот стол.
Только и всего. А Украина тут просто сбоку-припеку, под руку подвернулась.
Ирина Алкснис
* * *