Выбор редакции
Лента новостей
Свет в океане туманного мрака: Россия мировой моральный ориентир
23.08
В Москве представили российский электроседан
04.08
Пётр Акопов: Запад не знает, зачем ему война с Россией
28.06
Санкции обрекают киевских путчистов на военное поражение
06.05
Геноцид - геополитический инструмент Запада
14.04
Русские войска применяют Starlink Илона Маска: хорошо, но как временное решение
11.02
Указания США на демонтаж остатков украинской государственности
01.10
Неконтролируемый обвал рождаемости в бывшей Украине
26.09
05 Sep 2007, 09:50Общество
Украинский фильм про советских старух . "У реки" покажут на родине режиссёра в Запорожье
В Киеве на этой неделе прошла премьера фильма “У реки” – психологической драмы, снятой на Одесской киностудии за счет бюджета. По нашему мнению, это единственная по-настоящему художественная и разумная “постреволюционная” украинская лента.
Режиссер Ева Нейман училась в немецкой Академии кино и телевидения. Будучи в Берлине, она предложила писателю Фридриху Горенштейну, уроженцу Киева, сделать из двух своих рассказов – “Старушки” и “Разговор” – киносценарий. Тот согласился, однако труд, к сожалению, не завершил. После смерти писателя его дело продолжил одессит Сергей Четвертков.
Героини Марины Полицеймако (справа) и Нины Руслановой проходят долгий путь друг к другу и навсегда ушедшему прошлому
Съемки картины вызвали волну перемен на Одесской киностудии. Ее сняли за два года, потратив 3 миллиона преимущественно бюджетных гривен, и тот факт, что средства выделили малоизвестной дебютантке с иностранным дипломом, не на шутку рассердил художественный совет киностудии. Режиссеры советской закалки в знак несогласия с подобным решением подали в отставку. К счастью, демонстративный парад ненависти к молодым не дал ожидаемых репрессивных результатов: фильм состоялся.
Впервые картина была показана в январе этого года в Роттердаме, а в июне – на Московском международном кинофестивале. “У реки” стал первым украинским фильмом, который попал в конкурсную программу. Сегодня лента будет представлена в Киеве.
К политическим событиям, происходящим на Украине, полнометражный дебют госпожи Нейман никакого отношения не имеет, хотя и поставлен в рамках госзаказа. Вместо политической конъюнктуры в нем отражены рассуждения о человеческой природе. Как следствие – критика современных украинских реалий и анализ психологии жителей страны.
Ева Нейман пытается глубоко раскрывать характеры персонажей, тем самым сужая функции эпизодических персонажей до необходимого минимума. “У реки” несет на себе отпечаток художественного стиля Киры Муратовой, у которой во время съемок ленты “Второстепенные люди” госпожа Нейман проходила стажировку.
Фильм повествует всего лишь об одном дне жизни 90-летней матери (Марина Полицеймако) и ее 60-десятилетней дочери (Нина Русланова). Они живут в унылой квартире унылого дома где-то в украинской провинции. Все здесь – артефакты ушедшей советской, а то и имперской эпохи. Старый ковер, старая скатерть – когда-то они отливали красным. На стенах – пожелтевшие обои, на потолке – лабиринты трещин, обваливающаяся штукатурка и тусклая лампочка вместо люстры.
Однако этот день – из ряда вон выходящий. Вместо того чтобы лежать на кровати, есть сливы и бить мух или сидеть на запущенном балконе, вдыхая ароматы находящейся неподалеку скотобойни, мать и дочь отправляются в путешествие. К реке, к навсегда ушедшему прошлому, друг к другу. Ежеминутно болезненно ощущая неотвратимость скорой смерти, мать отказывается подчиняться резонным наставлениям вменяемой дочери (не размазывать по лицу варенье, не снимать обувь посреди улицы) и ведет себя как капризный ребенок,– то крик, то слезы.
Поход на берег реки с катанием на лодке – затея матери. Она услышала, что кандидат в депутаты – некто Валентин Михалыч – готов в случае своего избрания способствовать выплате материальной компенсации за имущество их репрессированного советской властью родственника: сына и брата. Обрадовавшись этой новости, старуха решает выйти на прогулку.
Мотив финансовой расплаты как предвыборной агитации переносит архаичную советскую реальность произведений Фридриха Горенштейнa в украинскую современность. Теме материального искупления грехов коммунистического государства писатель посвятил часть своего романа “Место”, действие которого происходит на изломе 1950-х.
В фильме Евы Нейман этот мотив становится мощным символом преемственности власти. Режиссер вгоняет своих персонажей в тоскливое безвременье, которое на пленке выходит отпечатком украинской реальности. Неожиданным, неприятным, но четким.
Режиссер Ева Нейман училась в немецкой Академии кино и телевидения. Будучи в Берлине, она предложила писателю Фридриху Горенштейну, уроженцу Киева, сделать из двух своих рассказов – “Старушки” и “Разговор” – киносценарий. Тот согласился, однако труд, к сожалению, не завершил. После смерти писателя его дело продолжил одессит Сергей Четвертков.
Героини Марины Полицеймако (справа) и Нины Руслановой проходят долгий путь друг к другу и навсегда ушедшему прошлому
Съемки картины вызвали волну перемен на Одесской киностудии. Ее сняли за два года, потратив 3 миллиона преимущественно бюджетных гривен, и тот факт, что средства выделили малоизвестной дебютантке с иностранным дипломом, не на шутку рассердил художественный совет киностудии. Режиссеры советской закалки в знак несогласия с подобным решением подали в отставку. К счастью, демонстративный парад ненависти к молодым не дал ожидаемых репрессивных результатов: фильм состоялся.
Впервые картина была показана в январе этого года в Роттердаме, а в июне – на Московском международном кинофестивале. “У реки” стал первым украинским фильмом, который попал в конкурсную программу. Сегодня лента будет представлена в Киеве.
К политическим событиям, происходящим на Украине, полнометражный дебют госпожи Нейман никакого отношения не имеет, хотя и поставлен в рамках госзаказа. Вместо политической конъюнктуры в нем отражены рассуждения о человеческой природе. Как следствие – критика современных украинских реалий и анализ психологии жителей страны.
Ева Нейман пытается глубоко раскрывать характеры персонажей, тем самым сужая функции эпизодических персонажей до необходимого минимума. “У реки” несет на себе отпечаток художественного стиля Киры Муратовой, у которой во время съемок ленты “Второстепенные люди” госпожа Нейман проходила стажировку.
Фильм повествует всего лишь об одном дне жизни 90-летней матери (Марина Полицеймако) и ее 60-десятилетней дочери (Нина Русланова). Они живут в унылой квартире унылого дома где-то в украинской провинции. Все здесь – артефакты ушедшей советской, а то и имперской эпохи. Старый ковер, старая скатерть – когда-то они отливали красным. На стенах – пожелтевшие обои, на потолке – лабиринты трещин, обваливающаяся штукатурка и тусклая лампочка вместо люстры.
Однако этот день – из ряда вон выходящий. Вместо того чтобы лежать на кровати, есть сливы и бить мух или сидеть на запущенном балконе, вдыхая ароматы находящейся неподалеку скотобойни, мать и дочь отправляются в путешествие. К реке, к навсегда ушедшему прошлому, друг к другу. Ежеминутно болезненно ощущая неотвратимость скорой смерти, мать отказывается подчиняться резонным наставлениям вменяемой дочери (не размазывать по лицу варенье, не снимать обувь посреди улицы) и ведет себя как капризный ребенок,– то крик, то слезы.
Поход на берег реки с катанием на лодке – затея матери. Она услышала, что кандидат в депутаты – некто Валентин Михалыч – готов в случае своего избрания способствовать выплате материальной компенсации за имущество их репрессированного советской властью родственника: сына и брата. Обрадовавшись этой новости, старуха решает выйти на прогулку.
Мотив финансовой расплаты как предвыборной агитации переносит архаичную советскую реальность произведений Фридриха Горенштейнa в украинскую современность. Теме материального искупления грехов коммунистического государства писатель посвятил часть своего романа “Место”, действие которого происходит на изломе 1950-х.
В фильме Евы Нейман этот мотив становится мощным символом преемственности власти. Режиссер вгоняет своих персонажей в тоскливое безвременье, которое на пленке выходит отпечатком украинской реальности. Неожиданным, неприятным, но четким.